melanyja ([info]melanyja) wrote,
@ 2009-06-23 21:01:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Правители России, история

Борис и Глеб
Захотелось поразмышлять на актуальную ныне тему, почему канонизировали Бориса и Глеба.


Чтобы понять первых русских святых, необходимо разобраться в перевороте, который произошел в общественном сознании в X-XI веках после принятия христианства на Руси.
Языческое мировоззрение было основано на вере, что в загробной жизни человек будет тем, кем он был на земле. Если умер на коне, навечно будет хозяином. Если умер рабом – навсегда раб. Почетно умереть с оружием в битве и навсегда остаться воином. Сила вызывает уважение. Кто слаб – сам виноват. Отец снабжал наследника только мечом, остальное нужно было добыть самому. При погребении язычников, с покойником хоронили нажитое им имущество, вплоть до кораблей и жен. Все это понадобится в будущей жизни.

Владимир-язычник. В.М. Васнецов.


Христианство проповедует совсем иной подход. Притча о богаче и Лазаре (Лука, 16:19-31) показывает, что вечная жизнь не зависит от мирских благ. Нищий в раю за смирение, богач в аду за гордость. Нагим человек приходит в мир, нагим и уходит (Еккл.5:14), богатство с собой в могилу не возьмешь.

Владимир беседует с греческим философом.

Как воспринять эту идею? Как перейти от жажды наживы к нестяжательству? Необходим личный пример.
Великий князь Владимир Святой подавал пример своим поданным, отказавшись от гарема, отменив смертную казнь, распорядившись оказывать помощь больным и бедным. Прекратились тризны и захоронения имущества.

Крещение Руси. В. Васнецов.

Старшие дети Владимира были рождены во то время, когда князь пытался ещё укрепить языческую веру. Страсти тогда кипели нешуточные. Святополк родился от гречанки, бывшей монахини, которую Владимир взял в жены после брата, который им был свергнут с престола. Ярослав родился от Рогнеды Полоцкой, у которой Владимир убил отца и братьев. А затем сама Рогнеда пыталась убить Владимира, приревновав к Анне Византийской. Тогда на глазах четырехлетнего Ярослава Владимир чуть не расправился с бывшей женой.

Лосенко. Владимир и Рогнеда.

Борис и Глеб были младше, родились примерно в годы Крещения Руси, и с самого детства воспитывались в христианской вере. Их мать была из Волжской Булгарии.
Когда сыновья Великого князя стали взрослеть, Владимир поручил им управлением территориями. Это было принято на Руси, но впервые все земли были отданы в управление великокняжеским сыновьям. Назначение княжичей правителями земель было необходимо для единства управления, преодоления местного сепаратизма.


Однако назначение родственников на управленческие должности не способствует эффективности управления. Княжеские сыновья склонны были проявлять самоуправство, и их сложно привлечь к ответственности.
Святополк, получивший в княжение туровскую землю (южная Белоруссия), заключил союз с польским королем, и в 1013 году попытался выступить против отца. За что был посажен Владимиром в тюрьму в Киеве.
Ярослав, получивший в управление богатейший Новгород, зимой 1014 года решил не отправлять отцу дань. (То есть присвоить себе налоги с Новгородской земли). Владимир начал готовиться к войне с другим сыном. В это время прошел слух, что на Киев наступают печенеги. Поход на Новгород был отложен, войско с княжичем Борисом отправлено в степь. В это время летом 1015 года Владимир Святой внезапно умирает.

Владимир отправляет Бориса на границу. Святополк присутствует при погребении Владимира.

Кто из сыновей унаследует великое княжение? Начнется ли братоубийственная война как было между Владимиром и Ярополком?
Владимир при жизни считал наследником сына Бориса, считая его верным сыном и продолжателем своей политики. В княжение Борису было вначале определена Волынь (Западная Украина), затем Муром (один из древнейших городов), затем Ростовская земля. Однако Владимир не отпустил сына в Ростов и держал его при себе в Киеве, намереваясь передать ему великое княжение. Борис был женат на Эгнес, датской принцессе. (см. "Генеалогия древнерусских князей. Е.В. Пчелов)
Борису было поручено оборонить Киев от печенегов.

Войско Бориса в походе. Миниатюра из жития.

После смерти Владимира в самом выгодном положении оказался Святополк. Узы киевской тюрьмы не были тяжелыми для княжеского сына, видимо – это был домашний арест. Зато он один оказался в столице во время смерти отца. И не замедлили воспользоваться своим положением. Святополк объявляет себя великим князем, и его задача – избавиться от соперников, скорей, пока они не предприняли что-то.
Основной соперник – Борис, и к нему незамедлительно посланы убийцы. Что делает князь? Он отказывается поступать как язычник. Он не включается в борьбу за власть, он христианин. Он предпочитает пострадать, но не идти против совести. Примеру Бориса следует Глеб.


И это стало нравственной победой святых братьев. Впечатление от их поступка было настолько велико, что вся земля признает их святыми. Это был переворот от языческого сознания, от властолюбия и наживы, к христианству, достижению духовного и нравственного идеала.
Святополк убил конкурентов, но проиграл. Его власть ничего не дала ему. Он сгинет в безумии неизвестно где.

Смерть Святополка. Б.Чириков.

А Борис и Глеб становятся нравственными образцами. Люди увидели в них князей, не ценящих власть больше всего, но поступающих по совести.
У Владимира были и другие сыновья, погибшие в усобице. Святослав, князь Древлянский, был убит Свтополком, но не причислен к лику святых, потому что включился в борьбу за власть и собирался привести венгерское войско на помощь.
Остаётся ещё Ярослав. Победитель.


Он с оружием в руках пошел на брата. Но он не проклят как Святополк. Недаром Ярослав имел прозвище Мудрый. Многолетними трудами, постройкой храмов, принятием законов заслужил он быть причисленным к благоверным князьям, являя собой образец выдающегося правителя.


А Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории.
Актуальна эта история и в наши дни. Современное мировоззрение близко к языческому. Борьба за власть и наживу, стремление к материальному накоплению, популярность колдунов и ведьм, презрение к «лузерам», «лохам». И так нужны сейчас моральные примеры нестяжательства, милосердия, доброты.




(81 comments) - (Post a new comment)


[info]m_i_s_t_e_r_x_1
2009-06-23 05:07 pm UTC (link)
По следам беседы царя и художника ? :)

(Reply to this) (Thread)


[info]melanyja
2009-06-23 05:08 pm UTC (link)
Кстати, ещё в тему правителей, отказывашихся от власти.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]m_i_s_t_e_r_x_1, 2009-06-23 05:12 pm UTC
(no subject) - [info]melanyja, 2009-06-23 05:12 pm UTC
(no subject) - [info]m_i_s_t_e_r_x_1, 2009-06-23 05:17 pm UTC
(no subject) - [info]melanyja, 2009-06-23 05:19 pm UTC
хочет быть Ярославом Мудрым? - [info]m_i_s_t_e_r_x_1, 2009-06-23 05:24 pm UTC
Re: хочет быть Ярославом Мудрым? - [info]melanyja, 2009-06-23 05:26 pm UTC
Так что всё впереди :) - [info]m_i_s_t_e_r_x_1, 2009-06-23 05:30 pm UTC
Re: Так что всё впереди :) - [info]melanyja, 2009-06-23 05:31 pm UTC
Re: Так что всё впереди :) - [info]m_i_s_t_e_r_x_1, 2009-06-23 05:32 pm UTC

[info]infanta_el
2009-06-23 05:12 pm UTC (link)
Замечательная художественная подборка.Приятно посмотреть:-)

(Reply to this) (Thread)


[info]melanyja
2009-06-23 05:14 pm UTC (link)
Жаль, что кажется потерялись открытки с фресками из оружейной палаты - хотелось бы побольше иллюстрацию Владимира с сыновьями выложить

(Reply to this) (Parent)


[info]imprewise_clea
2009-06-23 05:35 pm UTC (link)
О, многое из этого (и взгляд на саму тему) мне хорошо известно из прошлосеместрового курса древнерусской литературы и из самих древнерусских литературных произведений :)
Но всё равно благодарю за интересный иллюстрированный рассказ.)

(Reply to this) (Thread)


[info]melanyja
2009-06-23 05:37 pm UTC (link)
А какой твой любимый сюжет древнерусской истории?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]imprewise_clea, 2009-06-23 07:02 pm UTC
(no subject) - [info]melanyja, 2009-06-23 07:23 pm UTC
(no subject) - [info]imprewise_clea, 2009-06-24 10:15 am UTC

[info]veraklo
2009-06-23 05:50 pm UTC (link)
Спасибо,очень интересно:)))

(Reply to this) (Thread)


[info]melanyja
2009-06-23 05:53 pm UTC (link)
Спасибо за отклик :)

(Reply to this) (Parent)


[info]dixie_dweller
2009-06-23 05:59 pm UTC (link)
Спасибо большое за труды!

(Reply to this) (Thread)


[info]melanyja
2009-06-23 06:11 pm UTC (link)
Вдохновение нашло на меня на работе, записала всё в блокнот, а потом напечатала

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]dixie_dweller, 2009-06-23 06:14 pm UTC
(no subject) - [info]melanyja, 2009-06-23 06:23 pm UTC
(no subject) - [info]dixie_dweller, 2009-06-23 06:26 pm UTC
(no subject) - [info]melanyja, 2009-06-23 07:24 pm UTC
(no subject) - [info]dixie_dweller, 2009-06-23 07:32 pm UTC
(no subject) - [info]melanyja, 2009-06-24 04:01 am UTC
(no subject) - [info]parallelshik, 2009-06-24 06:00 am UTC
(no subject) - [info]melanyja, 2009-06-24 03:46 pm UTC

[info]v_valentinov
2009-06-23 06:04 pm UTC (link)
спасибо за экскурс

(Reply to this) (Thread)


[info]melanyja
2009-06-23 06:21 pm UTC (link)
Борис и Глеб не были мучениками за веру, но святыми стали все же потому, что по вере поступали

(Reply to this) (Parent)


[info]yarowind
2009-06-23 06:11 pm UTC (link)
История в картинках!:) Спасибо, интересно получилось

(Reply to this) (Thread)


[info]melanyja
2009-06-23 06:33 pm UTC (link)
Спасибо за проявленный интерес :)

(Reply to this) (Parent)


[info]yastreb0k
2009-06-23 06:37 pm UTC (link)
спасибо за прекрасно написанную статью

(Reply to this) (Thread)


[info]melanyja
2009-06-23 06:44 pm UTC (link)
В истории столько всего примечательного, неисчерпаемая тема для вдохновения

(Reply to this) (Parent)


[info]zlatoruk
2009-06-23 07:08 pm UTC (link)
Как интересно, спасибо!

(Reply to this) (Thread)


[info]melanyja
2009-06-23 07:28 pm UTC (link)
После Крещения Руси люди приняли веру всем сердцем, незамутненным.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]zlatoruk, 2009-06-23 07:33 pm UTC
(no subject) - [info]melanyja, 2009-06-24 04:01 am UTC
(no subject) - [info]zlatoruk, 2009-06-24 06:37 am UTC
(no subject) - [info]melanyja, 2009-06-24 11:46 am UTC
не совсем согласна - [info]m_i_s_t_e_r_x_1, 2009-06-24 03:24 pm UTC
(no subject) - [info]melanyja, 2009-06-24 03:49 pm UTC
(no subject) - [info]zlatoruk, 2009-06-24 05:45 pm UTC
(no subject) - [info]melanyja, 2009-06-24 05:54 pm UTC
(no subject) - [info]zlatoruk, 2009-06-24 06:01 pm UTC
(no subject) - [info]melanyja, 2009-06-24 06:39 pm UTC

[info]lisenock
2009-06-23 08:16 pm UTC (link)
Прочитала с огромным удовольствием, большое спасибо!
вот этот момент интересен:
>Основной соперник – Борис, и к нему незамедлительно посланы убийцы. Что делает князь? Он отказывается поступать как язычник. Он не включается в борьбу за власть, он христианин. Он предпочитает пострадать, но не идти против совести. Примеру Бориса следует Глеб.


Как язычник - это как? Как минимум, защищать собственную жизнь?
Не знаю... в чём смысл таких совершенно нелепых смертей /нелепых в том смысле, что оба брата сделали всё возможное, чтобы стать доступной жертвой для убийц/?

Edited at 2009-06-23 08:18 pm UTC

(Reply to this) (Thread)


[info]melanyja
2009-06-24 03:58 am UTC (link)
С точки зрения язычника надо было бороться за власть. Значит начинать междуусобную войну, идти с оружием на брата. Это было против совести.

(Reply to this) (Parent)


[info]c_rozha
2009-06-24 05:01 am UTC (link)
вот это я понимаю - потрудилась! читал взахлеб

(Reply to this) (Thread)


[info]melanyja
2009-06-24 11:48 am UTC (link)
Спасибо за отклик :)

(Reply to this) (Parent)


[info]parallelshik
2009-06-24 05:46 am UTC (link)
Твоя статья помогла кое-что уяснить. Спасибо!

(Reply to this) (Thread)


[info]melanyja
2009-06-24 02:52 pm UTC (link)
Рада, если что-то пригодилось :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]parallelshik, 2009-06-24 07:06 pm UTC
(no subject) - [info]melanyja, 2009-06-25 07:54 pm UTC

[info]the_kiteoff
2009-06-24 05:54 am UTC (link)
Замечательная история. И недаром первая церковь на Руси была освящена в честь святых князей Бориса и Глеба. Жаль не дожила она до наших дней - была разрушена татарами.

(Reply to this) (Thread)


[info]melanyja
2009-06-24 03:24 pm UTC (link)
А где был этот храм?

(Reply to this) (Parent)


[info]signora_anna
2009-06-24 07:47 am UTC (link)
Очень интересно. Спасибо.

(Reply to this) (Thread)


[info]melanyja
2009-06-24 03:25 pm UTC (link)
Спасибо за комментарий :)

(Reply to this) (Parent)


[info]broagh
2009-06-24 10:59 am UTC (link)
И как на фоне их подвига смешон наш г-н премьер-министр с его каментами :)

(Reply to this) (Thread)


[info]melanyja
2009-06-24 03:25 pm UTC (link)
Он шутить любит

(Reply to this) (Parent)(Thread)

:) - [info]broagh, 2009-06-26 09:51 am UTC

[info]bad_mechanic
2009-06-24 11:10 am UTC (link)
да, спасибо, интересно))

(Reply to this) (Thread)


[info]melanyja
2009-06-24 03:27 pm UTC (link)
ИНтересно вообще, что думали и чувствовали люди 1000 лет назад. в чем-то они как мы. В чем-то отличаются

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]bad_mechanic, 2009-06-26 08:07 am UTC
(no subject) - [info]melanyja, 2009-06-26 08:28 pm UTC
(no subject) - [info]bad_mechanic, 2009-06-27 05:05 pm UTC
(no subject) - [info]melanyja, 2009-06-28 06:44 pm UTC
(no subject) - [info]bad_mechanic, 2009-06-29 07:15 am UTC

[info]alexiy
2009-06-24 03:04 pm UTC (link)
очень замечательно написали, спасибо. да еще с иллюстрациями. Надо это куда-то в он-лайн журнал пристроить. может на "Правмир" отдадите?
у меня были схожие мысли, но все не соберусь никак в ЖЖ писать.

(Reply to this) (Thread)


[info]melanyja
2009-06-24 03:28 pm UTC (link)
Спасибо за отклик. Было бы интересно услышать Ваши идеи.
НА счет Правмира, не уверена - заинтересует ли их.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]ann_d, 2009-06-24 06:42 pm UTC
(no subject) - [info]melanyja, 2009-06-25 07:50 pm UTC
Ура:) - [info]ann_d, 2009-06-26 11:13 am UTC
Re: Ура:) - [info]melanyja, 2009-06-26 11:38 am UTC
(no subject) - [info]melanyja, 2009-07-01 07:02 pm UTC

[info]alexei_sf
2009-06-24 05:04 pm UTC (link)
Хорошо получилось!

(Reply to this) (Thread)


[info]melanyja
2009-06-25 07:50 pm UTC (link)
Спасибо :)

(Reply to this) (Parent)


[info]glinbrethil
2009-06-25 08:29 am UTC (link)
Красиво! Сомневаюсь, что "все так и было", честно говоря - идеалистично уж очень.

А я где-то читала, что Борису и Глебу было в то время лет всего ничего. Подростки или что-то вроде.

(Reply to this) (Thread)


[info]melanyja
2009-06-25 06:14 pm UTC (link)
Нет, они не могли быть подростками. Хотя Глеба обычно изображают безбородым. Они родились до 988 года. Их матерью была булгарка, на которой Владимир женился в 985 году. А в 988 Владимир расстался со своим гаремом ради одной христианской жены Анны, от которой детей не было.
Идеалистично - потому и святые. Иначе бы не было впечатления от их поступка. У Владимира были дргуие сыновья, погибшие в усобице, но других не канонизировали.

(Reply to this) (Parent)


(81 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…