melanyja (melanyja) wrote,
melanyja

Поездка в Шотландию. Август 2019 года. Все подробности.

Гостиницы на букинг коме заказывала примерно в конце мая, и на начало августа уже многое было занято, особенно ночь с субботы на воскресенье было трудно найти свободный номер. Оставались лишь номера с полной предоплатой или дорогие. Потом я узнала, что на Трип адвизоре можно больше найти.
После бронирования обратились за визой. Не очень удобная страница заполнения анкеты, много вопросов без перевода на русский, но в целом к анкете не придираются. Проблемы были небольшие – надо, чтобы семья записывалась на одно время, но это нигде не написано, у нас было разное, охрана не хотела пускать, но потом договорились.
После визы приобрели билет на самолет. Прямого в Эдинбург нет. Есть с пересадкой KLM и British Airways. KLM меньше выбора было: или чуть дешевле, но не возвратные и за все надо доплачивать, или дорогие. British Airways больше тарифного разнообразия. Но расписание такое: или через Шереметьево, но тогда вылет из Эдинбурга в 8.00, или через Домодедово, но тогда прилет в Москву в 4.00. Выбрали второе, тогда из Эдинбурга вылет к вечеру.
Места для посещения запланировала примерно. Изучала отзывы на Трипадвизоре. Составила примерный план на каждый день.
В аэропорт 4 августа поехали на своей машине, которую затем оставили на стоянке. Таких стоянок очень много, и для семьи из 5 человек с 2 детьми это самый подходящий вариант. От стоянки до аэропорта отвозят на микроавтобусе.

Самолёт был большой Боинг, с двумя проходами. Детям очень понравился экран, смотрели мультики, хотя мне не удалось настроить русский перевод. Как мне показалось, у Боинга и побольше расстояния между креслами, чем у Аэробуса – который и есть летающий автобус.
При покупке билетов British Airways было настойчивое предложение доплатить за выбор места. Мы не стали этого делать, и правильно. При регистрации за сутки места определялись автоматически, но все рядом. При нас также были люди с детьми, которые просили поменять им место уже на борту, и их без проблем пересадили. В общем, это не наша Победа. Ещё фишка British Airways – это бесплатный провоз детского автокресла. Мы этим воспользовались. В полете туда все прошло хорошо, а вот обратно авиакомпания не перегрузила кресло при пересадке. Ждем, когда доставят. (Ну хорошо, что это все же на рейсе обратно). Кормёжка British Airways – отстой. 4 часа – это считается короткий перелёт, дают только сэндвичи. Причем только 3 видов: куриный с майонезом всем, хумус с майонезом для разных видов особого питания, и ветчина с сыром - детям. По пути туда ещё стюарды непонятным образом предлагали напитки. Во втором самолёте в Эдинбург сначала катят тележку с продуктами на продажу, а только потом приносят воду по запросу.

Пересадка в Хитроу была несколько нервной. Терминал был тот же, но часть терминала другая. Надо было ехать на траволаторе, потом вновь проходить досмотр перед самолётом. При посадке на рейс фотографируют, что сложно для детей. На границе нам более-менее повезло, успели раньше длинной вереницы индийцев. Кое-как перекусили по пути каким-то отстойным фастфудом.
В Эдинбурге надо было позвонить – тогда от проката машин приезжает автобус. Звонки МТС/МГТС дорогущие. Теле 2 более-менее. Прокатная компания Easirent Car нагрела на деньги. Только после оплаты аренды машины появляется указание, что для депозита нужна исключительно кредитная карта, а если у вас её нет, то тогда надо доплачивать приличную сумму. То есть аренда машины получилась дороже. Но за то страховку включили, и когда нас поцарапал грузовик, проблем не было. Также нам досталась большая машина с закрытым багажником Mitsubishi L200. За второго водителя надо было доплачивать, так что за рулем был только муж.

(Для нас было важно взять машину, т.к. нас путешествовало пятеро, много вещей, дети. Наверное, если меньше людей и вещей, то выгоднее взять гостиницу в центре Эдинбурга, а потом для поездок бронировать автомобиль. Но с машиной выгодней гостиница в пригороде.)
Первая остановка - Oldwood Home from Home 179 Oldwood Place Livingston. Дом нашли не сразу, навигатор неточно показал, звонили хозяйке, потом она приехала на машине нас встретить).
У нас был двухэтажный домик, таунхауз. НА первом этаже кухня, туалет, гостиная. На втором две спальни и ванная. Чисто. Есть все необходимое. При домике маленький садик, где дети нашли себе развлечение. Доброжелательная хозяйка. Но на 1 этаже сыро, спать можно только на 2 этаже, на диваны в гостиной рассчитывать не стоит. Бабушке пришлось спать с детьми. В доме перебор с сигнализацией. Пожарная сигнализация включалась 2 раза просто после выхода из ванной, когда в коридор попадало немного пара. По утрам тоже 2 раза включалась сигнализация каких-то датчиков незакрытой двери. Потому что дети гуляли в садике, и дверь туда не запиралась, естественно.

5 августа поехали в Эдинбург. Вначале поставили машину у замка на парковке Castle terrace. Она довольно дорогая. Но зато рядом замок, Королевская миля. Побывали во дворце Холируд. Там же пообедали. Холируд – действующая королевская резиденция. Там есть покои с обстановкой 18-19 века. И исторические помещения – спальни Марии Стюарт и её второго супруга лорда Дарнли. Также на выставке есть вещи, связанные с Марией Стюарт, в том числе её крестик, локон волос, вышивка. Рядом с замком развалины аббатства и прекрасный сад с видом на горы. Мне Холируд очень понравился.

Королевская миля – центральная улица Эдинбурга. Частично пешеходная. В августе проходит театральный фестиваль, много уличных представлений. Мне понравилась атмосфера.
Эдинбургский замок – в противоположном конце Королевской мили от Холируда. В замке выставлены шотландские королевские регалии. Расположена самая старая действующая церковь Шотландии. И открывается красивый вид на город.

6 августа на второй день оставили машину чуть подальше от центра и чуть дешевле – Omni Centre. Рядом Национальная портретная галерея – интересное здание, а портреты имеют больше историческую ценность. Пообедали в кафе на площади Сент-Эндрюс. Потом прошли в Национальную галерею Шотландии. Очень интересное собрание, есть итальянцы, импрессионисты, шедевр Гейнсборо. Пили чай в кафе в доме Джона Нокса.
(На второй день в Эдинбурге я промочила ноги, и у меня началась небольшая простуда. Для Шотландии нужна более крепкая обувь.)

7 августа мы выехали в поездку по стране. Первой точкой был замок Линлитгоу. Linlithgow – замок, где родилась Мария Стюарт, (9 Kirkgate | Sulisker, Boghall, Linlithgow EH49 7AL, Scotland). В 1746 году замок сгорел, но стены в основном сохранились. Можно пройтись по этажам, хорошо представить королевские покои. Джеймс IV Джеймс V любили Линлитгоу, здесь отмечали Пасху и Рождество.

Перекусили в кафе около входа в замок The Coffee Neuk

Затем поехали в Стирлинг. Там довольно посещаемое место. Есть платная парковка перед входом в замок, она быстро заполняется. Стирлинг – королевский замок, который был ключом к Верхней Шотландии. Поэтому в его окрестностях было несколько битв. И здесь прятали юную Марию Стюарт от англичан. Замок хорошо сохранился, интерьер восстановлен. Много туристов. Интерьеры восстановлены слишком ярко, наверное, специально, чтобы показать - это не обстановка того времени, а как могло бы быть. Очень красивый вид со стен на окрестности. Красивый сад. В замке есть кафе, так себе, можно чай попить.

В Стирлинге мы остановились в квартире Royal View Apartments.
Комфортная квартира. Красиво, чисто. Есть всё необходимое. В приделах пешей доступности Стирлингский мост. Да и замок Стирлинга недалеко. Хозяин Мартин говорит по-русски. В доме все квартиры сдаются, там разное количество спальных мест.
Муж и дети прогулялись пешком до Стирлингского моста, где Уоллес победил англичан. Было жарко, и я разрешила детям одеть лёгкие тряпичные ботиночки. Но потом ливень был стеной. Обувь так промокла, что не высохла до отъезда, и мы её выкинули.
8 августа была запланирована поездка в горы.
По маршруту были варианты. Доехали до деревни Aberfoyle. Там находится туристический центр The Scottish Wool Centre (всякая торговля, цены не отличаются от Эдинбурга). Рядом загон с овцами, где рассказывают про овечек, детям очень понравилось. Кафе не очень.

За углом магазин с местными продуктами Aberfoyle Delicatessen. Вот там был ОЧЕНЬ вкусный пирог с говядиной.
После Аберфойла решили поехать на Лох-Кэтрин. Дороги везде очень живописные. Это по горам, мимо озёр. Пристань Trossachs Pier, два прогулочных кораблика – один 19 века, называется Вальтер Скотт, другой современный, Дева Озера. Нам повезло – через 15 минут было отправление Девы озеро на прогулку на 40 минут. https://www.lochkatrine.com/cruises/book-a-cruise/ Потрясающие виды озера, очень красиво, прогулку очень понравилась. Тут же кафе The Steamship Sir Walter Scott с приятным видом на пирс.

Дальше дорога идет через Loch Lomond and The Trossachs National Park. (И тут, что мы не посетили – Лох Ломонд). По пути заехали в замок Kilchurn Castle. Это на озере Lochawe. К замку надо идти по заливному лугу (напоминает Покрова на Нерли). Но это частная территория, там пасутся лохматые коровы, но при нас хозяина не было (висела реклама, что там можно с ними общаться и фотографироваться, мы же видели только спины спящих коров). Замок – развалины, принадлежал клану Кэмбеллов, (у Вальтер Скотта в Легенде о Монтрозе есть «далеко отсюда до Лохоу»). (Что не посетили – замок Арглайла Inveraray Castle).

Вечером приехали в следующую гостиницу - Lerags Farm holiday cottage
Настоящий старинный коттедж. Можно почувствовать себя в обстановке британского дома эпохи 19 века. Есть столовая и гостиная. При этом в доме современные вещи, стиральная машина, хорошая варочная панель, фен. Дети в восторге от животных на ферме. Телёнок, овцы, поросята, гуси, куры, весёлая собака. Очень приветливая хозяйка. У неё в центре Обана магазин с продуктами Аргайла. Недостаток - жёсткие кровати. Нет интернета

9 августа
Мы планировали поехать на остров Айона. (подробнее здесь https://father-ingwar.livejournal.com/293103.html). Но не судьба. Погода была очень плохая, и на Айону не было экскурсий. А самостоятельно туда добраться непросто – на первый паром билет с автомобилем надо покупать сильно заранее. (то есть за неделю перед поездкой их уже не было). (Что не посетили – старинной аббатство, место первых христиан в Шотландии, Айона).
Пришлось довольствоваться посещением замка Duart. Этот замок был отреставрирован владельцами в начале ХХ века, поэтому там помещения с некоторым комфортом.

Пообедали в Обане на набережной. Кафе не очень, долго ждали, не все принесли и т.д.
Дождь был сильнейший, у меня промок плащ. Простуда с Эдинбурга усилилась. Хорошо, остальные участники нашей компании были на ногах. Муж с детьми вечером гуляли по ферме.
На ферму идёт однополосная шотландская дорога. Во многих местах, где участки являются частной собственностью, дороги не расширяли, и они узкие, но имеют карманы для разъездов. На самом деле этих дорог не так много. В Шотландии есть автострады, где скорость до 80 миль, на обычных дорогах 60 миль (это примерно 96 км/ч). Односторонние дороги – это обычно в деревнях, на островах. Но именно по дороге из Лерагса нас задел грузовик, который на прицепе вез трактор.
10 августа
По пути с фермы заехали в деревеньку Kilbride, увидели развалины. Это оказались развалины старой церкви. Деревня была покинута людьми в конце 19 века, когда селяне стали массово уезжать на работу в Глазго. И храм пришел в запустение, стал разрушаться. Но сейчас место поддерживается волонтерами, отреставрированы памятники на кладбище Нас встретил хранитель Liam Griffin, который был очень рад поговорить с русскими, признался – что он за социализм, восхищается Россией, и, если бы не русские, пришлось бы говорить по-немецки.

Дальше мы поехали мимо долины Glencoe и остановились пообедать в Форт-Уильяме. Прогулялись по городку, сувениры там подешевле. рядом с городом находится очень старый Inverlochy Castle, немного погуляли там.

(Что не посетили: Glenfinnan Monument)
Дальше мы ехали по Greate Glen, очень живописной местности. Хотели посетить зоопарк в Крейгнур, но чуть-чуть не успели, там последний вход до 17.00. (Что не посетили - Highland Wildlife Park). По пути хотели попить чай в Kingussie, но там в субботу вечером все было закрыто.
Вечером приехали в Ben Mhor Hotel (Grantown on Spey). Гостиница в старинном доме. В ночь с субботы на воскресенье это был единственный вариант за более-менее сносные деньги, хотя все равно дороже гостевых домов. Есть чайник, фен, принадлежности для ванной. Номера тесные. Нет холодильника. Окно в двухместном номере засижено птицами и не помыто. Слышен шум от вентиляции в ресторанном зале. Завтрак мы не брали. Поели йогурты и кус-кус.
Вечером прогулялись по городу. Это один из центров шотландского виски. Оно считается самым лучшим на реке Спей. Все в основном было закрыто. Небольшой бар The Wee Puffin (Сумасшедший тупик) был переполнен народом. Захотелось зайти, чтобы почувствовать местный колорит. Свободных столиков не было! Но мы как-то пристроились, нам принесли стулья, дети стали раскрашивать тупиков. Заказали десерты – они были очень вкусные! И большие порции. Виски я тоже попробовала местное – хорошее, без привкуса.

11 августа
Утром поехали в сторону Блэра. По пути опять через Кингусси, с автострады были видны Ruthven Barracks, развалины казарм.
Вначале мы посмотрели Falls of Bruar, живописные водопады, которые воспел Роберт Бернс.

рядом там торговый центр The House of Bruar
где можно пообедать, и купить шерстяные вещи и всякие шотландские сувениры и еду.
Мы там немного задержались, и приехали в замок Блэр уже к 16 часам. Blair Castle мне очень понравился. Великолепный старинный замок, необычного белого цвета. История семью Мюррей, герцогов Атолл, богатства, все потрясающе. Коротко посмотрели ещё олений парк, и в 17.30 замок закрывался.

Потом попили чай в Pitlochry. Все было закрыто в воскресенье, работали только небольшие кафе.
(что не посетили – Королевский вид, он между Блэром и Питлхори, но навигатор нас как-то провел по автостраде. По описаниям – там красивый вид на долину с озером внизу). Но навигатор от Питлхори повез нас какой-то такой дорогой, через перевалы, вересковые поля, красивые долины, мы посмотрели Шотландию во всей красоте Грампианских гор.

Вечером мы приехали в Ivy Cottage в городке Montrose на восточном побережье.
В этом домике топили!!! Наконец!!! Больше никакой сырости и холода. Чисто, красиво, уютно. Доброжелательный хозяин. Есть всё необходимое. Некоторое неудобство - на двухэтажной кровати нижний ярус слишком тесный, дети 5 и 6 лет не могли там спать, одного ребёнка пришлось положить в другую комнату к бабушке.
12 августа.
Поехали в Dunnottar Castle. королевский замок на берегу моря. Был очень укрепленным, выдерживал длительную осаду в 1651 году. Во время революции здесь хранились королевские регалии. Сейчас в развалинах.

После замка спасаясь от холода взяли чай. Но вообще есть там негде, какая-то палатка с сэндвичами только. Реклама приглашает в Стоунхейвен. Но мы поехали на побережье в деревушку Crawton, где можно наблюдать колонию птиц. Follow signpost
Там есть колония тупиков, но разглядеть их сложновато. Птицы далеко. Нужен бинокль. Погуляли немного по побережью. Овцы пасутся. Живописно.

Потом приехали в Монтроз. Пообедали. Прошлись по городку и на детскую площадку. Из-за ветра уже не пошли смотреть пляж. Город, пожалуй, самый запущенный из тех, что мы видели. В 17 часов основные магазины и кафе закрываются. Вечером прогулялись в супермаркет, который работал до поздна.

Из-за бинокля у мужа сломались очки. Хотели купить в Монтрозе новые, но без рецепта не продают, а окулист при магазине очков работает по записи на несколько дней вперёд.
13 августа
Решили посетить в последний день в Шотландии замок Глэмис.
(Что не посетили – дворец Скон, где проходила коронация, Перт, замок Lochleven, его видели с дороги, красиво на озере, но опять развалины, Dunfermline Abbey – исторические королевские захоронения, но не судьба).
Glamis Castle – первый замок, надо которым развевался флаг Великобритании (а не Шотландии). По сравнению с замком Блэр Глэмис чуть ниже уровнем, не такие ведущие аристократы там были, хотя род тоже древний, и замок большой. Лайоны попроще Мюрреев, но зато они породнились с королевской семьёй. Мать королевы Елизаветы II – Элизабет Боуз-Лайон, и здесь гордятся связью с королевским домом Великобритании.

Посещение замка только с экскурсией. Экскурсовод на английским рассказывает довольно понятно, хохмит, рассказывает истории про приведения. Но под конец экскурсии комнаты маленькие, и можно отстать. Историческая часть замка сейчас музей, а семья хозяев живет в корпусе, который в 19 веке был построен для слуг. При корпусе закрытый голландский садик, а открытый и очень красивый итальянский, можно посмотреть. Здесь у нас было время погулять по парку, пообедать в ресторане при замке.

Затем мы поехали в аэропорт. Навигатор пытался нас вести по старому мосту через Ферт-оф-Форт, который давно закрыт. Но шоссе идет через новый.

Приехали в прокатную контору раньше обычного, но ждали оттуда автобус в аэропорт. Прокатчики ещё взяли за мойку машины, потому что в салоне были бумажки (в основном от детей, но я и что-то оставила). Такс-фри – незапечатанный конверт можно было бросить в специальный ящик в Эдинбурге.
Полет из Эдинбурга в Лондон запомнился красивым полётом над центром Лондона. Я даже поблагодарила за это пилотов. При выходе двери в кабины открыты. В Москве пилоты сами вышли сказать пассажирам «до свидания».
Пересадка в Хитроу была в том же терминале и заняла меньше времени. Но самолет в Москву ночью – это все же тяжело. Меня укачало. Рома не спал вообще. Миша поспал немного после моих долгих уговоров.
После прибытия провели в аэропорте ещё час, разыскивая пропавшее из багажа детское сидение. Но пока я пишу этот текст, сиденье привезли домой :)

Upd. Исторический экскурс. Плохой климат Шотландии и королева Мадлен https://melanyja.livejournal.com/1037905.html

• Кому котёнка?

Оригинал взят у elvirchik в Отдам в ответственные руки котенка. Лобня, Москва, Подмосковье. Котенок, сиамец-полукровка, самец, месяца 4…

• (no subject)

А у нас сегодня кошка родила вчера котят :) Котята родились 20 апреля. Четверо: два мальчика, две девочки, рыжий, трехцветная, двое бело-черных.

• Зовём его «принц Гарри».

Из котят Оранжевой принцессы остался котик – рыжий с белым. Пушистый воротничок и кисточки на кончиках ушей. Отдадим только в хорошие руки. Вот…

• Кому котёнка?

• (no subject)

• Зовём его «принц Гарри».