Вы стоите на холме. Припекает жаркое июльское солнце. Перед вами раскинулся большой город: деревянные стены и башни, шатры бесчисленных теремов, золотые купола. Видны сады, огороды, лента блестящей на солнце реки. 1650 год от Рождества Христова. Откуда вы здесь взялись – одному богу известно, но цель у вас есть – войти в этот город и покорить его! Ну, на худой конец, просто сойти здесь за своего… Удастся ли вам это? Ссылка на тест была здесь 1. У вас серьезные намерения, и первым делом нужно позаботиться о крыше над головой. Дом в городе вам удастся снять за годовую плату: • 3 рубля. • 30 рублей. • 300 рублей. • 3000 рублей. • Снять дом в принципе нельзя, можно только купить. Правильный ответ 3 рубля. Средний заработок ремесленника в XVII веке составлял примерно 1 рубль в месяц. 2. Вам удалось найти подходящую избу с сенями и клетью. Правда, в ней давно никто не жил – дверь не затворяется и щели светятся. А хозяин дома оказался очень уж разговорчив. Вы так много узнали от него о горожанах, о самом хозяине и соседях, что у вас ум за разум зашел. Вы уже не можете отличить, что рассказывал хозяин, а что вы сами себе придумали. И в самом деле, какого соседа из ниже перечисленных у вас не было и не могло быть: • Монах, который живет не в монастыре, а в обычном городском доме, и более того – дает деньги в рост. • Торговец подсолнечным маслом, который выращивает подсолнухи в своем огороде. • Мячник – ремесленник, который шьет мячи из кожи. • Казак, который несет службу в большом городе и никогда не бывал на Дону. • Любой из этих людей мог быть вашим соседом. Правильный ответ - торговец подсолнечным маслом. Родина подсолнечника Северная Америка. Изготовлением подсолнечного масла впервые занялись англичане в XVIII веке. В «Повести о новгородском посаднике Щиле» (XV век) описывается монах-ростовщик, провалившийся в ад. Авторы теста пишут о мячах, найденных при раскопках в Северо-западных русских городах. Стоит сказать о служивом роде Мячковых, хотя тут и татарское происхождение фамилии может быть. 3. Хозяин предупредил вас, что городские власти строго следят за соблюдением своих многочисленных предписаний и указов. Многое из того, что вам кажется естественным и безобидным, добропорядочный горожанин делать не станет. Тем временем наступил вечер, стемнело. Чем вы сейчас займетесь, чтобы не нарушить ни одного из запретов: • Пойду погуляю по ночному городу. • Растоплю баньку – первым делом надо смыть с себя дорожную пыль. • Света лучины мне хватит – почитаю Библию. • Возьму топор и поправлю покосившуюся входную дверь. • Сварю кашу, поем и лягу спать, чтобы ненароком чего не нарушить. Правильный ответ – «Возьму топор и поправлю покосившуюся входную дверь». В средневековой Москве были строгие правила относительно пожарной безопасности, поэтому варианты с лучиной, банькой и едой поздним вечером не подойдут. Город деревянный, опасность пожара велика. Кроме того поздним вечером улицы города перегораживались рогатками, гулять воспрещалось, по улице ходили ночные сторожа, охранявшие горожан от грабителей. 4. Не успели вы утром продрать глаза, как к вам уже постучал хозяин дома. Переминаясь с ноги на ногу, он пробормотал, что всю ночь не спал: ему не понятно, кто вы такой, откуда взялись и православный ли вообще человек. И потому он будет чувствовать себя спокойнее, если вы представитесь властям. Вы согласились. Но когда хозяин ушел, начали мучительно вспоминать, кто в городе главный, как же называется должность градоначальника: • Городничий? • Городовой? • Губной староста? • Городской староста? • Воевода? • Бургомистр? Правильный ответ – воевода. В XVI – XVII вв. воевода – глава городской администрации, в том числе организовывал охрану порядка, выдавал проезжие грамоты и т.д. 5. Пришло время город посмотреть и себя показать. Но в чем выйти, чтобы не выглядеть подозрительно на улицах города? Вы совершите непростительный проступок против моды и нравов, если: • Выйдете на улицу с непокрытой головой. • Наденете нелепую, очень высокую и узкую шапку. • Подпояшетесь ниже талии – чтобы обрисовался толстый живот. • Обуетесь в плотно обхватывающие ногу сапоги на высоком каблуке с загнутыми кверху носками, как в русских сказках. • Покажетесь на людях с гладковыбритыми щеками – без бороды. Правильный ответ – «Выйдете на улицу с непокрытой головой». Головной убор символизировал социальное положение мужчины и семейное положение женщины. «На головы все они надевают шапки» - пишет немец Адам Олеарий, посетивший Москву в XVII веке. 6. Наконец вы вышли на улицу. Хозяин обещал ждать вас в канцелярии градоначальника, то есть в: • Таможенной избе. • Съезжей избе. • Губной избе. • Гостином дворе. • Владычном дворе. • Казенном дворе. Правильный ответ – съезжая изба. Это канцелярия воеводы XVII века. Съезжать – значит собираться в одно место. Съезжая изба получается как место собраний, как современный «сельсовет» :) 7. Ваш путь лежит через торг – самое бойкое и шумное место в городе. Торговая площадь заставлена рядами лавок. В воздухе невообразимая смесь запахов, слышатся надсадные звуки волынки, наигрыши гудка, а в небе… развевается выставленное на отдельном шесте большое вышитое шелками знамя. Что оно означает: • После обедни назначен общегородской сход. • Это знак военной опасности: вблизи города видели отряды татар. • Знамя имеет магическое значение – оно охраняет город от нечистой силы. • Его водружают каждое утро, знаменуя начало нового торгового дня. • Поднятое знамя предупреждает, что сегодня день сбора торговых пошлин. Правильный ответ – «Его водружают каждое утро, знаменуя начало нового торгового дня». Ничего другого знамя не означает. А по поводу торговли точно объяснить не могу. 8. Вы спешите, но мимо книжной лавки никак не могли пройти. Вы бережно перебрали несколько книг. Какой книги вы здесь не нашли и в принципе не могли найти: • Героическое жизнеописание Александра Македонского. • Слово о погибели Русской земли. • Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. • Мрачная история о кровопийце Дракуле. Правильный ответ – «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум написал свою биографию в 1672-1673 г.г. в пустозерской тюрьме. Поэтому оно не могло быть в 1650 году в книжной лавке. 9. Еще поплутав по городу, вы обогатились многими новыми сведениями. Впрочем, одно из них может быть ошибочно. А именно: • Подворотня – это доска под воротами. • Горница – это горнее (то есть верхнее) помещение. • Сенная площадь – это площадь, на которой торгуют сеном. • Сенные девушки – это девушки, которые работают в сенях. • Все вышеперечисленное верно. Правильный ответ «Все вышеперечисленное верно». 10. Вот наконец и съезжая изба. Да, именно здесь вершит свои дела воевода. В частности, сейчас он заверил вашу поручную запись -- вы обязались быть добропорядочным горожанином и избегать всего дурного. Подьячий закончил писать, а потом посыпал свежие чернила: • Песком. • Мелом. • Солью. • Мукой. • Манкой. Правильный ответ – «песком». А попробуйте чем-нибудь другим :) 11. Когда вы снова оказались на улице, потянуло дымом. За поворотом вы увидели занимающийся пламенем дом и возбужденно снующих людей. Кто-то сунул вам в руки ведро и прокричал «бежать за водой к Николе мокрому». Этот Никола: • Парень, который сейчас черпает воду из реки и уже промок до нитки. • Святой, церковь которого стоит невдалеке у пристани. • Местный водовоз. • Так горожане называют колодезный журавль. Правильный ответ – «Святой, церковь которого стоит невдалеке у пристани». Николай Чудотворец был покровителем путешественников, храмы в его часть часто ставили у пристани. А пристани часто бывали в затопляемых весной местах. Храмы, именуемые Никола Мокрый были в Москве, Ярославле и т.д. 12. Когда запыхавшись и расплескав воду, вы вернулись к горящему дому, он общими усилиями был уже потушен. Один перепачканный сажей ремесленник предложил вам отметить победу над огненной стихией в кабаке. Впрочем, вы не сразу поняли, что речь идет именно о кабаке, потому что ремесленник назвал его: • Вертепом. • Злачным местом. • Кружечным двором. • Зелейным двором. • Губной избой. Правильный ответ – «кружечный двор». Кружечный двор – государственный кабак, где также осуществлялась оптовая продажа вина «ис подвалу» и приемка готовой продукции с вино-куренных поварен. Кружка – мера алкоголя, примерно 1,2 литра. По указу Патриарха Никона в 1652 г: "...продавать вино по одной чарке одному человеку». (Чарка – ¼ кружки, примерно 300 г.) 13. Вы не смогли устоять и последовали за ремесленником в обыкновенную с виду избу. Именно здесь размещается царский кабак. Вы немного выпили, а потом в речи вашего нового знакомого прозвучало слово «зернь». Что он вам предлагает: • Налечь на черную икру. • Налечь на красную икру. • Заказать хорошей пшеничной водки. • Сыграть в кости. • Интересуется, не разменяете ли вы его серебряный талер на мелкую ходячую монету. • Предлагает смыться, не заплатив. Правильный ответ «сыграть в кости». Небольшие косточки с белой и черной сторонами бросали на стол. Выигрывал тот, у кого они падали условной стороной. 14. Пара пьяных мужиков за соседним столом громко спорят. Вы с приятелем прислушались: эти люди закопали какой-то запрещенный товар на местном кладбище – у могилы крючника Василия. Когда ваши соседи попадали под стол, вас потянуло на подвиги: почему бы не навестить кладбище и не посмотреть, чего это они там прячут? Только вот где искать кладбище: • Посреди города у церкви. • Внутри города на пустыре у восточной стены. • За пределами города у западной стены в поле. • За пределами города – на месте древнего языческого кургана. Правильный ответ – «посреди города у церкви». Кладбища по христианскому обычаю располагались на освященной земле около церкви. Естественно, кладбища могли быть и в центре города. Например, когда при Иване III обустраивали Красную площадь, то снесли несколько маленьких старых кладбищ, что, по мнению горожан, было «не к добру». Так мы видим конфликты застройщиков и жителей были и 500 лет назад. 15. Неуверенной походкой вы добрались до церкви, на пороге которой тем временем разыгрывалась драматичная сцена: какой-то горожанин о чем-то умолял священника, а тот отвечал ему с негодованием. О чем таком невозможном просил горожанин? • Он хотел развестись. • Он просил, чтобы его обвенчали в третий раз. • Он настаивал, чтобы его отца похоронили прямо в стенах церкви. • Он хотел взять на дом книгу из церковного собрания. • Он – торговец, и пытался договориться, чтобы его товары хранились в церкви. Правильный ответ – «Он хотел развестись». В третий раз венчаться можно, в четвёртый нельзя. Захоронения в стенах церкви существуют (вспомните Архангельский собор в Кремле). Товары в церкви тоже можно было хранить. На счёт книг – почему бы не разрешить прихожанам взять их домой. 16. Но вот, наконец, и кладбище. Как раз темнеет, да и хмель на свежем воздухе окончательно выветрился. Чью могилу, вам, кстати, нужно сейчас искать? • Калачника Василия. • Крашенинника Василия. • Крючника Василия. • Кичника Василия. • Квасника Василия. • Кушачника Василия. • Золотых дел мастера Феофана. Правильный ответ «Крючника Василия» - тут проверяется память. 17. Так или иначе, вы опознали место по свежевскопанной земле и отрыли спрятанное. Однако не успели вы стряхнуть с товара землю, как откуда ни возьмись – отряд объезжего головы. Он берет вас с поличным! Что же такое запрещенное у вас в руках? • Отрез персидского шелка. • Мешок с картофелем. • Бочонок табака. • Склянка опиума. • Книга «Переписка Иоанна Грозного с Андреем Курбским». Правильный ответ – «бочонок табака». Меры по борьбе с курением тогда были строгие. За торговлю табаком полагалась смертная казнь с конфискацией имущества: «А кто русские люди и иноземцы табак учнут держати, или табаком учнут торговати и тех людей продавцов и купцов велено имати … и за то тем людем чинити наказание болшое бес пощады, под смертною казнью, и дворы их и животы имая, продавати, а денги имати в государеву казну» (Сборное уложение 1649 года, глава 25, статья 11). За курение полагались телесные наказания: «А которые люди с табаком будут в приводе двожды, или трожды, и тех людей пытать и не одинова, и бити кнутом на козле, или по торгом, а за многие приводы у таких людей пороти ноздри и носы резати, а после пыток и наказанья ссылати в далние городы, где государь укажет, чтоб на то смотря иным так неповадно было делать» (статья 16). Если же у вас нашли табак, но вы утверждаете – что он не ваш, назначалось серьёзное расследование, впрочем, невиновного освобождали: «те люди скажут, что тот табак не их, а чей, того не ведают, … А про неведомой табак спрашивать у пытки, а у пытки толко учнут говорить те же речи, что и в роспросе, и тех людей потому же свобожать» (статья 14). 18. И вот, вторую ночь в городе вам пришлось провести в тюрьме. На утро вас потребовал к себе воевода. Дело не только во вчерашнем происшествии на кладбище. Вы и в целом не вызываете доверия, вы будто не из мира сего… Воевода смотрит на вас пристально и предлагает решающее испытание. Он велит вам прочесть вслух «Отче наш». Вы бодро начинаете говорить и вдруг с ужасом спотыкаетесь на первой же фразе. Как правильно сказать: • Отче наш, иже еси на небеси… • Отче наш, иже еси на небесах… • Отче наш, иже еси на небесех… Правильный ответ «Отче наш, иже еси на небесех…».