2. Алла Русакова «Зинаида Серебрякова»
3. Сергей Дурылин «Михаил Нестеров»
1. В книге про Валентина Серова очень интересно описание семьи и детских лет художника. (Кстати, я не знала, что Валентин – сын композитора А.Н. Серова.) ЖЗЛ Серова – это именно биография, а не книга по искусству. Любопытно взаимоотношение художника с Николаем II. Серов написал один из лучших его портретов, царь по просьбе художника выделил средства на журнал по искусству. Но потом произошла размолвка. Объяснение стоит искать в тесной дружбе художника с семьёй Юсуповых, которые определили взгляды Серова на придворную жизнь.
2. ЖЗЛ «Зинаида Серебрякова» - это больше искусствоведческая книга, внимание уделяется именно картинам. Особе место занимает тема жизни художницы в эмиграции. С одной стороны – автор пишет, что Серебрякова жила бедно и неустроенно, с другой стороны – путешествия то на юг Франции, то в Швейцарию. То есть понятие «бедность» бывает разное.
3. Книга Сергея Дурылина про Нестерова – это рассмотрение творческого пути художника, развития его искусства, осмысления религиозной и портретной живописи.
Заслуживает внимание описание критики, которой подвергался Нестеров за религиозные картины, за работу по росписи храмов. Например, автор пишет:
«Появление художника Нестерова вслед за Васнецовым на лесах соборов было громким событием. Та пора русского искусства, когда на леса восходили такие великие художники, как Андрей Рублев, Феофан Грек или Дионисий, давно ушла в прошлое. Роспись церквей и писание икон, по суждению художников и критиков XIX века, были областью богомазов ремесленников. Участие подлинного художника-живописца в подобных работах считалось в те годы как был несообразным с достоинством художника.» (!!!)
Но живопись Нестерова находит поклонников именно в противовес социальным картинам и бытовым сюжетам.
Сейчас читаю ЖЗЛ про Вяземского, наверное, напишу подробнее потом.
Почему мне нравится читать биографии? Жизнь бывает интересней романов.