melanyja (melanyja) wrote,
melanyja
melanyja

Category:

День свв. благоверных князя Петра и княгини Февронии



Клеймо с иконы 17 века. Полностью все клейма, иллюстрирующие Повесть о Петре и Февронии здесь

В сети обнаружила дискуссию о том, были ли у Петра и Февронии дети. В Повести об этом не сказано. Обратимся к книге «Идеал любви и верности. Святые Петр и Феврония», составитель - Сенчурова Т.Е. , книга издана в Свято-Троицком монастыре города Мурома, где находятся мощи святых.


Глава 2. Града Мурома заступницы. стр. 33. «Повесть (о Петре и Февронии» была написана иноком Ермолаем-Еразмом в 1540-50 –е гг. на основании местных легенд и преданий и по агиографическим канонам, выработанным святителем Макарием, митрополитом Московским.
Ермолай-Еразм опустил малозначительные (на его взгляд) исторические детали жизни святых, которые в настоящее время можно реконструировать по данным из древнерусского летописного свода.
»

Затем в книге приводятся биографические данные о князе Муромском Давиде (это имя в иночестве принял князь Пётр). В том числе цитата:
«Под 1220 году летописи оставили упоминание о двух сыновьях святых – князе Юрии Давидовиче и князе Святославе Давидовиче, а также об их внуке Олеге Юрьевиче. … Суздальский князь Георгий «В лето 6728 посла же и к Муромским княземъ, веля имъ послати сыны своя, и посла Давид сына своего Святослава, а Юрьи Олега». … Вероятно в этом походе молодой княжич Олег Юрьевич погиб, имя его больше не упоминается в исторических источниках.»
Далее говорится «князь Давыд имел ещё дочь Евдокию. Она была выдана замуж за Юрьевского князя Святослава Всеволдовича. Ещё при жизни своего мужа княгиня пожелала уйти в монастырь». Летопись относит это событие к 1228 году, когда скончались Петр и Феврония, к тому времени иноки Давыд и Евфросинья, а также их младший сын Святослав. «В лето 6736 умре сын Давыдовъ Муромьскаго месяца преля святые неделя праздныя. Тое же недели преставился и самъ Давыдъ Муромский в черньцих и въ схиме».
Почитание же памяти Петра и Февронии 8 июля приходится на день перенесения их мощей из старого Борисоглебского кафедрального собора в новый Богородице-Рождественский монастырь в 15 веке.

Из этих сведений я могу сделать предположение о времени свадьбы Петра и Февронии. Если их внук был убит отроком на войне, то в 1220 году ему должно было быть 14-15 лет. Следовательно рождение старшего сына князя Олега Муромского должно быть в 1180-85 гг. Князья Пётр (Давыд) и его старший брат Владимир (Павел) стали править Муромом с 1175 года после смерти их отца Юрия Владимировича. Итак, действие начала повести о Петре и Февронии может быть отнесено к 1175-1180 гг., а следовательно князь Пётр мог родиться примерно в 1155-60 гг, и на год кончины ему было более 65 лет.
Относительно разных имен князя можно отметить ещё вот что. Во-первых, в домонгольское время было принято иметь по два имени, одно при Крещении, другое общеизвестное. Кроме того, указано, что князь умер в черньцих и въ схиме, а это значит, он мог ещё поменять имя не только при пострижении, но и при принятии схимы.
Ещё пару слов о потомках. Старший сын святых князей Юрий Давидович был убит в 1237 году во время татарского нашествия. У него помимо погибшего отроком Олега был ещё сын Ярослав, правивший Муромом в 1238-47 гг., а его дочь Мария Ярославна в 1248 вышла замуж за князя Бориса Васильковича Ростовского (1231-77).
Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments