Церковь Вознесения Господня в Ростове известна более как церковь Исидора Блаженного (также как в Москве Покровский собор называют храмом Василия Блаженного) по имени юродивого, похороненного в этой церкви.
В Житии Исидора сказано, что он происходил из немецкой земли, предположительно из Бранденбурга. Житие указывает, что он был «из мастерского рода», некоторые трактуют это как «магистерский» - род руководителей рыцарского Ордена, но такое толкование условно. Возможно, мастерский – это и дворянский род, а возможно и городской. Историк Церкви архиеп. Филарет (Гумилевский) считает, что в восточно-прусских землях в 15 веке были ещё потомки западных славян, которые перебирались в Россию от притеснений в Германии. Потому в Житии сказано, что на Руси Исидор желал найти "древле погубленаго отечества".
Исидор отправился в Россию на поиски истинной веры. (XV век в Европе – это как раз религиозные поиски накануне Реформации, с одной стороны гуситы, чьи обычаи были близки вначале Православию, с другой стороны попытки католиков подчинить Православие Римскому Папе на Ферраро-Флорентийском соборе.) Поиски веры привели Исидора в Ростов, где он принял подвиг юродства. Исидор, которого прозвали Твердислов, поселился на окраине города, соорудил себе шалаш из прутьев, отказался от земных благ, проводил время в молитве, терпел всяческие насмешки от местных жителей и был прославлен после кончины в 1474 году. Уже в 1487 году его имя включено в святцы, в XVI веке житие Исидора-Твердислова вошло в Великие Минеи Четии митрополита Макария.
Подвиг юродства стал популярен на Руси именно в XV-XVI вв. Интересная тенденция, святые юродивые приходят на смену святым благоверным князьям, которых после XIV века на Руси почти нет. Если древние русские князья, принесшие христианство на русскую землю, становились для людей и духовными образцами, то правители времён централизованного государства – люди несколько иного склада. И правды теперь искали уже не у князей, а у юродивых, находившихся на противоположной стороне общества.
Икона Св. Исидора – иллюстрация с сайта храма http://isidor.ru/
Храм был построен в 1566 году по указанию царя Иоанн Грозного на средства из царской казны. В храме был памятный камень, который не сохранился, содержащий сведения о строительстве храма и имени зодчего – Андрей Малой. Он же построил Богоявленский собор Авраамиевого монастыря. Храм выполнен в традициях московских посадских церквей. Это один из самых старых каменных храмов в Ростове.
В XVIII и XIX вв. церковь перестраивалась, существовал ещё один придел – Св. Исидора.
Храм был сфотографирован в цвнтном виде Прокудиным-Горским в 1911 году. Фото отсюда.
Облик храма в советское время был изменен в 1956-59 гг. (под руководством архитектора Л.А. Давида возвращен облик церкви 16 века), сейчас нет южного придела.
Храм был украшен фресками в начале XVIII века художниками братьями Иконниковыми, причем фресками покрыта и алтарная перегородка. Прежний вид фресок сохранило фото Прокудина-Горского 1911 года
Сейчас стены храма выглядят вот так (фото с сайта храма).
Дежурившая за свечным ящиком мать настоятеля Мария Степановна рассказала нам, что стены были в ещё худшем состоянии, на них были написаны всякие ругательства, но отреставрировать было трудно – поскольку храм является памятником архитектуры, то все работы требуют очень тщательного подхода. Хульные надписи стёрли, но средств на полную реставрацию пока нет.
Настоятелем храма является священник Олег Ельцов.