melanyja (melanyja) wrote,
melanyja
melanyja

Categories:

Александра Гончарова. Штрихи к портрету.

Давно хотелось написать об Александре Гончаровой, чей замок мы недавно посетили. В основном про неё есть некий набор мнений – сестра Наталии Николаевны Пушкиной, умная, понимала поэта, вела хозяйство, помогала Наталии воспитывать детей, поздно вышла замуж и уехала за границу. А какой Александра была на самом деле? Если приглядеться к её сестре Наталии, то получается портрет настоящей женщины XIX века. Александра мне представляется женщиной скорее ХХ века, недаром в ХХ веке её особой так интересовались.


Акварель неизвестного художника.

Александру звали на французский манер Александрина, а в семье также была короткая форма Азя.
В отличии от сестры Наталии, Александрина с самого детства воспитывалась в доме родителей. Их мать Наталия Ивановна постаралась дать всем детям хорошее образование, дочери знали литературу, французский язык, танцы, верховую езду. Они были обучены всему необходимому, что понадобится даме для общения в светском обществе. Действительно ли Александрина увлекалась в юности стихами Пушкина, неизвестно, но несомненно – она знала, кто такой Пушкин.
Александрина традиционно считается самой умной из сестёр, но скорее у неё были просто лидерские качества. Наталия была скромна, застенчива. Екатерина тоже себя не проявляла. Александра была среди сестёр лидером. Но по характеру. По красоте она уступает сестре, это видно по сохранившимся портретам. Наталия – неземная красавица, ангел, удивительный самородок (как говорили про неё). Александра хороша собой, тоже с правильными чертами лица, но не блещет как сестра, у неё сильней выражено косоглазие.


Александра Гончарова в детстве. Миниатюра.

В 1831 году состоялось замужество младшей сестры Наталии. Можно предположить, что вся семья надеялась на удачный брак младшей красивейшей сестры, что могло дать определенные шансы остальным дочерям. Почему такая зацикленность на замужестве? С позиции XIX века у женщин не было других возможностей реализоваться себя, кроме как в семье, и других средств к существованию, кроме деятельности мужа. Хотя в России женщины обладали большими правами на имения, сохраняли их после замужества за собой, что отличало русских дворянок от персонажей Джейн Остин в Англии, например. Однако же в большой семье Гончаровых дела были расстроены, на собственные средства надежды было мало, и брак был тем же средством достижения положения в жизни для женщины, как карьера для мужчины. Брак Наталии с Пушкиным разочаровал сначала мать сестёр Гончаровых Наталию Ивановну. Поэт не казался блестящей партией, и первое время отношения в семье осложнились. Однако Пушкин стремился поддерживать дружеские отношения с родными жены и принял участие в сватовстве к Александрине помещика Поливанова, соседа по Калужскому имению Гончаровых.

Первый жених Александрины появился, когда ей было 20 лет. Александр Юрьевич Поливанов родился в 1795 году, то есть ему было уже 36 лет – возраст довольно солидный тогда. В 1830 году он избрался уездным предводителем дворянства Малоярословецкого уезда Калужской губернии. Но мать Александрины отказывает жениху. То ли под влиянием недовольства браком Наталии, то ли по иным причинам. Сватовство не продолжалось. Александрина потом упоминает в письмах о Поливанове, называя все это глупостью. Возможно, она не предавала сватовству большого значения. Возможно, и она, и жених оба не проявили достаточной заинтересованности в браке. Хотя её сестра Наталия видимо идею поддерживала, почему подключился и Пушкин. Но Поливанов остался в прошлом.


Не уверена, что этот портрет именно Александры, но в сети фигурирует как из коллекции Михайловского-Тригорского. (Есть ещё один портрет, приписываемый Александрине, в коричневом платье и чепце, но это точно не она, поэтому не публикую).

После отъезда сестры Наталии и Пушкина в Петербург Александрина вместе со старшей сестрой Екатериной живут некоторое время в имении дедушки в Полотняном Заводе. С точки зрения карьеры девушки имение оказывается не самым лучшим местом. Дед – Афанасий Иванович Гончаров не оказывает внучкам внимания и средств, нет встреч, нет знакомств. Верховая езда чередуется с занятиями музыкой. И всё. Скучная жизнь уездной барышни, и не видно никаких возможностей её изменить.

Через три унылых года младшая сестра Наталия приезжает в гости, и тут принимается решение – что сёстры уедут с ней в Петербург. Кем было принято это решение, Наталия предложила, или сёстры упросили её? Для сестёр это был блестящий выход, столица, светское общество, возможность быть при дворе. Для семьи Пушкина это было некоторое осложнение – делить свою жизнь с родственниками, хотя в материальном плане могло принести выгоду: сёстры вносили свою долю в плату за квартиру.


Сёстры Гончаровы. Картина современного художника Д.Д. Арсенина.

В 1834 году Александрина и её старшая сестра Екатерина приезжают в Петербург. Здесь их жизнь становится заметной, известной, а иногда и предметом сплетен. Столица встретила провинциалок холодно и без восторга, как и полагается. Екатерину все же взяли во фрейлины, но места во дворце не предоставили.

По обычаям того времени девушки не могли сами выезжать куда-то, их должна была сопровождать старшая дама или замужняя женщина. Как-то Екатерина обращается к знакомой придворной, но так не может быть постоянно. Значит сопровождать сестёр надо Наталии, и она должна чаще посещать светские мероприятия в ущерб семейной жизни. Так появляется история о светской жене Пушкина, которой балы интереснее семьи. И тут же появляется история о хозяйственной Александрине. Которая лучше знает, что нужно делать, как правильно вести дом, воспитывать детей и все такое прочее. Изменился ли быт Пушкина, стал более экономным или расчетливым с появлением Александрины? Нет. Светская жизнь требовала больших затрат. Для Пушкина решением его финансовых проблем стал бы выезд в деревню, но император Николай не отпустил поэта со службы, Жуковский уговорил поэта не настаивать, и петербургская жизнь продолжалась, а также необходимость для жены поэта вывозить сестёр. И вывозить надо было постоянно, потому что карьера сестёр не складывалась.

Александрина пишет брату, как она скучает в Петербурге. Жизнь тут оказывается такой же однообразной, как и в Полотняном Заводе, из развлечений только занятия любимой музыкой, потом сёстры просят прислать своих лошадей.


Акварель В. Гау. В цвете не могу найти.

Эффектная верховая езда привлекает внимание, прекрасные наездницы пользуются вниманием общества на даче на островах летом 1836 года. Несколько прогулок, обедов с офицерами, дачная жизнь имеет меньше условностей, и Наталия может оправиться после родов, не сопровождая сестёр каждый раз. У Александрины есть поклонник – Аркадий Россет. Это молодой офицер, её ровесник, отличившийся во время восстания в Польше. Потом он станет генералом и министром, а пока он беден, и не решается на серьёзный шаг. Их симпатию отмечают в обществе, но не более того. И Екатерина наконец пользуется вниманием, в том числе блестящего остроумного француза Дантеса.

Осенью 1836 года Александрина оказывается в таком же неудобном положении, как и все в семье Пушкина. Она становится объектом сплетен. Дантес вначале невинно назвал Пушкина трехбунчужным пашей, намекая на появление поэта в свете с тремя сёстрами. Затем пошли новые сплетни, что в Александрину влюблены и Пушкин, и Дантес. Эти обрывки разговоров среди близких друзей, в компании, где они часто бывают, у Карамзиных, Вяземских.

Материальное положение Пушкина очень сложное, он отнес ростовщику шаль жены. Поскольку с сёстрами Гончаровыми хозяйство было общим, положение было сложным для всех. Александрина предлагает заложить своё серебро. Она может принимать решения.

Свадьба сестры Екатерины в обстановке взаимной неприязни. Александрина посещает венчание и свадебный обед. Она должна иметь своё мнение. Она оказывает внимание и дружбу сестре Екатерине.

Внезапно, Пушкина привозят домой смертельно раненным. Сестра Наталия в тяжелейшем душевном расстройстве. Она у постели умирающего мужа. Пушкин прощается со своей семьей, детьми, свояченицей. Он помнит, что его семья должна ей, отдаёт ей серебряную цепочку. все это в присутствии Вяземской, у которой так много шептались, Александрина краснеет, чем ещё более привлекает внимание Вяземской. И потом будут говорить, что Александрина так любила поэта, что отдала ему своё серебро, что потеряла в его постели свою цепочку, что только одна любила и понимала Пушкина в семье. Конечно, Александрина понимала, кто такой Пушкин, она готова была помочь семье сестры, и ей достался ушат грязи, как и сестре с Пушкиным.


Портрет работы Томаса Райта. 1843?

Тяжелое нервное состояние Наталии после смерти Пушкина требовало поддержки, которую могла оказать только Александрина. Она становится для сестры самым близким человеком. Она едет с ней в Полотняный завод, потом в Михайловское. Но собственно, после гибели Пушкина Александрине тоже некуда было деваться. Отношения с матерью у сестёр к этому времени не складывались, жить у неё в имении Ярополец было бы не лучшим выходом, чем в Полотняном заводе. У больного отца в Москве тем более. Фрейлиной она так и не стала. Александрина могла жить только с сестрой Наталией.

Возможно лидерские качества, или потребность опекать кого-то, или элементы сложного характера матери, которая требовала внимания к себе и манипулировала чувствами близких, - всё это было у Александрины. Объектом попечения стала для неё сестра, и от неё она требовала к себе внимания. Александрина переезжает и в дом нового мужа сестры Ланского, продолжая там принимать участие в семейных делах сестры. Так вырисовывается её сложный характер –ответственность, внимательность с одной стороны, и пристальная опека, склонность командовать - с другой. Но и судьба незамужней женщины в то время не оставляла других возможностей, кроме как жить у каких-нибудь родственников и помогать им с детьми.

В 1850 году Ланские и Гончарова пересеклись с родственниками, семьей Фризенгоф, с которыми складывалась настоящая дружба, а не светские отношения. Наталия Загряжская, незаконная дочь дяди Наталии и Александрины по матери, воспитывалась в семье тёти Софьи Ивановны и её мужа французского эмигранта Ксавье де Местра, а затем вышла замуж за австрийского дипломата Фризенгофа. Ещё в 1841 году Фризенгофы навещали Наталью и Александрину в Михайловском. И вот они снова вернулись в Петербург. Здесь Наталия Фризенгоф заболевает воспалением лёгких. Конечно, Александрина ухаживает за ней. Наталия Фризенгоф умирает, но внимательность и заботливость Александрины произвели впечатление на оставшегося вдовцом Фризенгофа. Через год он делает предложение сорокалетней Александрине.


В 1852 году Александрина выходит замуж за барона Густава Фризенгофа и уезжает из России навсегда. Она живет в замке мужа в Бродзянах, воспитывает там пасынка Грегора. В 42 года она родила своего ребёнка – дочь Наталию.


Барон Густав фон Фризенгоф.


Портрет Александрины из замка Бродзяны.

Александрина прожила до 80 лет и умерла в 1891 году в Бродзянах, где и похоронена дочерь в часовне на горе рядом с имением. Дочь Наталию она крестила и воспитывала в православии, но выходя замуж, Наталия стала лютеранкой. Перед смертью Александрина была несколько лет парализована. Она не оставила воспоминаний, только некоторые письма.

Можно понять, как её деятельной натуре было тесно в рамках общества своего времени, но она не шла на эпатаж, не была общественной деятельницей, а направляла свою энергию в семью, свою или чужую.





Фотографии баронессы Фризенгоф
Tags: Золотой век, Пушкин, женщины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments